ДайджестНовостиПроизводство

ЗСТ с Турцией – новый вызов для украинского автопрома

На пресс-конференции в УНИАН представители корпорации «ЭТАЛОН» заявили о новых вызовах, с которыми украинский автопром столкнется в ближайшем будущем.

Как известно, в этом году мировому автопрому не удалось выйти из кризиса, вызвавшего Covid-19. Если год назад пандемия снизила спрос на автомобили, в связи с локдаунами, то в этом году автопроизводство и рынок страдают из-за дефицита полупроводников и роста цен на них.

Актуальні автомобільні новини в нашому Телеграм каналі

Поскольку отечественный автопром находится на периферии глобальной автоиндустрии, общемировые тенденции затрагивают его с опозданием. Поэтому на традиционной ежегодной встрече с представителями СМИ автопроизводители были не очень оптимистичны по прогнозам на ближайшее будущее, несмотря на то что в целом в этом году, как в производстве, так и на рынке сформировалась положительная динамика.

Как сообщил вице-президент ассоциации «Укравтопром» Ефим Хазан, за последние 11 месяцев украинский автопарк пополнили 626 тыс. автотранспортных средств, что на 41% больше, чем годом ранее. Однако более 80% – это была техника б/у, ввезенная из заграницы.

ЗСТ с Турцией – новый вызов для украинского автопрома

«Такой прирост секонд-хенда вызвала очередная волна легализации легковых авто — так называемых «евроблях», подчеркнул господин Хазан.

«Нас накрыла волна секонд-хенда. На мой взгляд, те законодательные акты, которые были приняты ВРУ, начиная с 2015 года, и невыполнение органами государственной власти функций, предусмотренных законом, привели к тому, что украинский автопарк пополнился большим количеством автомобилей низкой экологической нормы», — отметил он.

Что касается производства, то с января по ноябрь в Украине было произведено 7,5 тыс. ед. автотранспортных средств, или на 70% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Однако, отметил вице-президент Укравтопрома, эта положительная динамика в производстве была создана только двумя предприятиями, ЗАЗом и Черниговским автозаводом. ЗАЗ существенно (почти в 6 раз) увеличил выпуск легковых автомобилей и удвоил производство автобусов, а на Черниговском автозаводе в полтора раза увеличили выпуск автобусов.

Очевидно, что такой рост обусловлен очень низкой сравнительной базой, поскольку общие производственные мощности отечественного автопрома задействованы менее чем на 2%, подчеркнул Ефим Хазан.

«Экспорт практически отсутствует, а на внутреннем рынке нового автотранспорта отечественная техника охватывает всего около 11%», добавил он.

К сожалению, власть продолжает демонстрировать безразличие к перспективам отрасли и проблемам существующих предприятий именно тогда, когда перед отечественными производителями возникают новые вызовы и меняется конъюнктура как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

ЗСТ с Турцией – новый вызов для украинского автопрома

ЗСТ с Турцией – новый вызов для украинского автопрома

Как рассказал генеральный директор ООО «Черниговский кузнечный завод» Виталий Трейтяк: «Предприятие весь год внедряло программы по повышению энергоэффективности и достигло неплохих результатов, но рост цен на электроэнергию +90% и газ +272% свел на нет все эти усилия. В результате, энергоресурсы в себестоимости продукции достигли 50%, и мы оказались неконкурентными на европейском рынке. Поэтому мы потеряли традиционных заказчиков в Германии и Польше».

Президент корпорации «Эталон» Владимир Бутко, в свою очередь, сообщил, что рост цен на энергоносители и металл заставляет повышать цены и на автобусы. По предварительным оценкам, на следующий год они возрастут на 20 процентов.

Однако автобусный рынок ждет и еще одно потрясение – подписание Зоны Свободной торговли с Турцией, где есть своя мощная автобусная индустрия. Если ЗСТ с Турцией подпишут без переходного периода, то наших автобусных производителей просто сметет поток техники из Турции, заявил г-н Бутко.

Как известно, соответствующее Соглашение планируется подписать уже в начале 2022 года.

Автопроизводители сомневаются в политической воле Правительства отстаивать интересы индустрии в этом вопросе.

Яркий пример этого – отмена решения Межведомственной комиссии по международной торговле относительно мер против дискриминации Республикой Беларусь наших производителей.

Отказываясь защищать своих производителей по доказанному делу, Украина дает опасный сигнал о слабости своей позиции во внешней торговле, снижающий конкурентоспособность государства в международных делах.

Такая ситуация в преддверии подписания ЗСТ с Турцией создает дополнительные риски увеличения уже в ближайшем будущем отрицательного сальдо внешней торговли и давления на национального производителя на отечественном рынке.

Back to top button