Мир

Самые прибыльные автомобильные компании: Toyota впервые не номер 1

Пандемии и блокировки, растущие трудности с поставками, глобальная нехватка микрочипов, которая привела к закрытию целых заводов, и резкий рост цен на сырье и энергию: 2021 год звучит как кошмар для автомобильной промышленности. И большинство его представителей не переставали указывать на это в последние месяцы. Но этой весной, когда выходит большая часть годовых финансовых отчетов, все выглядит совсем по-другому. Если верить цифрам, 2021 год на самом деле был золотым годом для автомобильной промышленности.

Традиционный отчет Automedia.bg показывает, что из 19 производителей с мировым присутствием только один — Jaguar Land Rover — завершит год с убытком. Почти для всех остальных 2021 год стал временем снижения продаж, но роста прибыли — во многих случаях до рекордного уровня.

Актуальні автомобільні новини в нашому Телеграм каналі

Недавно Automotive News подсчитал, что чистая прибыль крупнейших компаний Европы, Северной Америки и Южной Кореи увеличилась с 22 до 90 млрд евро, или более чем на 315%. Для японских компаний финансовый год закончился 31 марта 2022 года, и окончательные отчеты будут опубликованы позже, но и там наблюдается тенденция к большому увеличению прибыли.

Чистая прибыль Mercedes в прошлом году подскочила на шокирующие 480%. Однако большая заслуга в этом принадлежит расставанию с Daimler Trucks и первичному публичному размещению акций производителя грузовиков — разовый эффект.

Только в Европе производители планируют распределить более 16,5 млрд евро в виде дивидендов. Именно европейскому производителю удается обогнать по прибыли Toyota, которая уже много лет лидирует по этому показателю.

Каково объяснение этого парадокса? На самом деле их несколько. Кризис 2020 года дал большинству компаний сильный стимул к сокращению расходов — и козыри для защиты такого шага на политическом уровне. Теперь последствия этого начинают ощущаться. Второй фактор заключается в том, что из-за нехватки микрочипов компании сосредоточились на своих наиболее прибыльных моделях за счет наименее прибыльных, что также увеличило маржу.

Но главная причина заключалась в значительно более высоких ценах. На многих мировых рынках продажи в 2021 году действительно сократились — но это сокращение было не из-за снижения спроса, а из-за недостаточного предложения. На самом деле нехватка чипов поставила производителей в завидное положение, когда они могут требовать больше за свою продукцию. В этой ситуации рост цен на сырье и энергию может быть переложен непосредственно на потребителей.

Back to top button