Ретро

Самодельный автомобиль-амфибия «Катомобиль»

Построен был в период с 1966 по 1974 год умельцами из Кривого Рога братьями Демидовыми.

Для приведения амфибии в движение использовался двигатель мотоцикла «Урал», дополненный системой принудительного охлаждения (с помощью вентилятора от автомобиля ЗАЗ-966) и масляным радиатором. Как узлы трансмиссии (сцепление, коробка передач, приводной мост), ходовой части (подвеска, колеса), управление (рулевое управление, тормоза) и электрооборудования были также использованы стандартные агрегаты и детали автомобиля «Запорожец».

Движение по воде осуществлялся с помощью гребного винта, установленного на откидной колонке, способного поворачиваться вокруг своей оси для управления на плаву. Кузов амфибии состоял из трех основных частей: водонепроницаемой в центральной части, с размещенными в ней двигателем и агрегатами трансмиссии, и шарнирно соединенных с ней двух поплавков с глисуючимы обводами. Причем, при эксплуатации амфибии на суше, эти поплавки размещались вдоль бортов и выполняли функцию колесных арок (все внешние панели кузова выполнены из стеклопластика).

На суше, для удобства входа в пассажирский отсек «Катомобиля», нижняя боковина-поплавок опускалась, а панель крыши и верхняя застекленная панель кузова наоборот отвергались. При движении по воде поплавки, с помощью специального механизма, подводились под колеса «Катомобиля», тем самым превращая его в глисуючий катамаран. Последнее позволяло ему развить достаточно высокую максимальную скорость. По крайней мере, она была значительно выше, чем в плавучих машин с водоизмещение. По данным авторов проекта, «Катомобиль» мог выходить даже на режим глиссирования (и все это за не очень высокой мощности двигателя).

На плаву поплавки подводятся непосредственно под колеса «Катомобиля», тем самым превращая транспортное средство в глисуючий катамаран.

Однако, наряду с очевидными преимуществами, данная конструкция имела и недостатки. Наиболее характерными из них были:

• Отсутствие полного привода, существенно ограничивало способность входа в воду и выхода из воды на берег (был необходим очень пологий уклон берега)

• Необходимость в дополнительных механизмах и устройствах для перемещения боковин-поплавков относительно кузова.

На компоновки и конструкции «Катомобиля» получено авторское свидетельство как на «Автомобиль-амфибию». А в заключении НАМИ (выдано в 1975 году) отмечалось следующее:

• Предметом изобретения является транспортное средство амфибийного типа с ограниченной сферой применения.

• Компоновка и конструкционная схема его кузова несвойственная изделиям автомобильной промышленности.

Впрочем, это (опять же, по выводам НАМИ) не исключало возможности использования данного изобретения при разработке специальных амфибийных колесных машин катамаранной типа.

Back to top button