АвторынокНовостиЧитательный зал

МАЗгейт набирает обороты

Тема участия белорусского МАЗа в тендере на поставку автобусов для львовского перевозчика становится все более резонансной.

Вслед за луцким заводом, свою позицию относительно возможной закупки для Львова 100 автобусов МАЗ выразил Концерн «Электрон», предприятие которого является участником тендера по проекту «Городской общественный транспорт в Украине» за средства кредита Европейского инвестиционного банка.

Підпишись на канал "УкрАвтопром"

Объясняя различия в ценовом предложении белорусского предприятия и украинского производителя, «Электрон» акцентирует внимание на том, что:

МАЗ — государственное предприятие, получает поддержку за счет субсидий из государственного бюджета Беларуси, а также пользуется значительными налоговыми льготами в своей в стране. МАЗ активно продает автобусы в Украине и при их ввозе не платит пошлину, потому что до сих пор действует соглашение о свободной торговле в рамках СНГ.

В то же время, белорусский рынок транспорта, несмотря на действующее Соглашение, полностью закрыт для украинских производителей: с 2008 года действует строгий законодательный запрет импорта продукции, аналоги которой производятся в Республике Беларусь.

Кроме того, Министерство финансов Республики Беларусь компенсирует банкам и лизинговым компаниям платежи по уплате клиентами процентов и лизинговых платежей в размере 2/3 ставки рефинансирования, если эти клиенты покупают товары белорусского происхождения. К тому же президент Беларуси с целью экспансии на внешние рынки, в т.ч. Украины, предоставил МАЗа в 2017-18 г. безвозвратную государственную помощь в сумме более 500 млн. USD. Однако, несмотря на значительное государственную поддержку, МАЗ является хронически убыточным: убытки за период 2015-2018 годов составили более 100 млн USD.

Все это в совокупности свидетельствует о применении белорусским производителем демпинга — заниженного ценообразования на рынке Украины. А еще одним подтверждением демпинга МАЗа на львовских торгах является то, что цена аналогичных автобусов МАЗ-203, приобретенных Киевом на условиях лизинга (без тендера), является на 30% выше, чем во Львове, аргументируют на Электроне.

«Украинские же производители работают в совершенно других условиях, без налоговых льгот и преференций от государства. А кредитная политика финансовых институтов направлена разве что на полное уничтожение украинских товаропроизводителей: проценты по кредитам зашкаливают — до 20% и выше.

К тому же, украинские товаропроизводители никак не защищены от непрогнозируемых и часто спекулятивных колебаний стоимости зарубежной валюты. Так, только за непредсказуемы, валютные колебания предприятия концерна потеряли на поставке 50-и троллейбусов Львову более 40 млн. грн.», говорится в сообщении украинского производителя.

Выступая за создание равных, недискриминационных условий для всех участников публичных закупок, «Электрон» предлагает:

Во-первых, Верховной Раде Украины нужно безотлагательно рассмотреть и принять во втором чтении:

  • проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования развития отрасли электрического транспорта в Украине (№3476);
  • проект Закона о внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно стимулирования развития отрасли электрического транспорта в Украине (№3477);
  • изменения в Закон Украины «О публичных закупках» по созданию предпосылок для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности »(№3739).

Во-вторых, Национальному банку Украины, Минфина, Министерству инфраструктуры разработать меры механизмы от негативных последствий не прогнозируемых и спекулятивных валютных колебаний.

В-третьих, положительный опыт Кабинета Министров Украины относительно льготного кредитования малых и средних производителей следует распространить на машиностроение как стратегической отрасли экономики.

Также предприятие требует от правительства срочно пересмотреть условия Договора о зоне свободной торговли непосредственно с Республикой Беларусь и/или с другими странами участниками зоны свободной торговли СНГ и исключить троллейбусы, автобусы, трамваи, электробусы из перечня товаров, не подлежащих беспошлинному ввозу в Украину. Кроме этого, пересмотреть или по возможности денонсировать Правила определения страны происхождения товаров, которые позволяют стране-экспортеру самостоятельно определять критерий достаточной обработки/переработки товара и выдавать сертификат о происхождении товара для предоставления товара режима свободной торговли.

Осуществление этих шагов сделает невозможным продолжение дискриминации украинских производителей при публичных закупках. Эти вопросы находятся в компетенции государства, а не в органы местного самоуправления, уверены в Концерне.


Back to top button