Почему украинские ЛАЗы не догонят белорусских МАЗов …

Производство полноразмерных городских автобусов (а в перспективе и электробусов) вполне может быть прибыльным за счет одного только украинского рынка. Но здесь не обойтись без государственной поддержки. Сегодня муниципальным властям проще покупать те же белорусские МАЗы на замену выбывающим автобусам, пишет ZN.UA в статье «Борьба за собственный рынок».

Причина тут проста. В Беларуси сохранилась планово-административная модель экономики, так что МАЗ выпускает автобусы и грузовики «на склад». То есть сначала выпускает, а потом думает, как продать. Это позволяет дилерам МАЗа предлагать коммунальщикам поставку автобусов по принципу «хоть завтра пригоним», а также успешно демпинговать.

Украинские же производители готовы делать автобусы только под уже подписанный контракт, но там пока раскачаются цеха, пока закупят все комплектующие и соберут работников, год и закончился. Добавим сюда то, что редко где коммунальные бюджеты утверждаются вовремя, к началу года. А потом заключать контракты с украинскими производителями уже поздно. Вот МАЗ и выигрывает…

По оценкам производителя автобусов и троллейбусов ЛАЗ «Сити Транспорт Груп», ежегодная минимальная потребность в приобретении новых автобусов и троллейбусов в крупных украинских городах суммарно составляет 200 и 300 единиц, соответственно. В концерне «Богдан» считают, что пока концепция развития городского транспорта на основе больших автобусов и троллейбусов не создана, малые автобусы будут эксплуатироваться как на вторичных маршрутах, так и на основных.

Украинские производители могли бы отвоевать отечественный рынок, в том числе и в сегменте больших коммунальных автобусов, — все технические разработки есть и давно воплощены в металл. Но этого не получится сделать, пока либо государство не примет соответствующую программу поддержки отрасли, например, посредством «локализации» в закупках. Либо сами власти крупных городов не скооперируются и не примут некую общую программу коммунальных закупок, что дало бы возможность дать гарантию загрузки цехов украинскому производителю. А самим коммунальщикам, кстати, позволило бы получить автобусы по более низкой цене.

Полная версия статьи «Борьба за собственный рынок»