Тяжелая ситуация сближает взгляды импортеров и производителей

В Киеве состоялась совместная пресс-конференция руководителей ассоциаций «Укравтопром», «ВААИД» и Федерации работодателей автомобильной отрасли, посвященная проблемам авторынка и автопроизводства в Украине, ближайшим перспективам и прогнозам спроса на автомобили в 2018 году.

Несмотря на рост ВВП, доминирующей долей которого стали налоги, экономическое положение в стране остается крайне сложным, что не может не отражаться на ситуации в автопроме, отметил на встрече со СМИ президент ассоциации автопроизводителей Михаил Резник. Однако удивляет реакция властей на ту катастрофу, происходящую с отраслью, которая недавно была приоритетной, создавала до 4% ВВП и обеспечивала десятки тысяч граждан работой. Вернее, удивляет отсутствие какой-либо реакции.

Легко гордиться достижениями, когда темпы развития авторынка самые высокие в регионе, а по объемам произведенных автотранспортных средств твой автопром седьмой среди европейских стран. Сегодня это выглядит фантастически, но это было. А до этого была тяжелая работа. «В свое время, Украина стала первой из стран бывшего СССР, где было создано СП по производству автомобилей», напомнил г-н Резник. «Когда я имел честь возглавлять наше посольство в Южной Корее, ситуация с отечественным автопромом была ненамного лучше. Но нам совместно с ЗАЗом удалось убедить Daewoo инвестировать именно в украинскую экономику. Интересы бизнеса были поддержаны как исполнительной, так и законодательной ветвями власти. Это был сложный процесс, но была политическая воля. В страну пришел инвестор, был реанимирован и модернизирован ЗАЗ и созданы десятки тысяч рабочих мест. Завод получил новое оборудование, технологии и продукт, который пользовался спросом не только на внутреннем рынке. Стоимость экспортных поставок доходила до $600 млн. в год», подчеркнул президент Укравтопрома. К сожалению, сегодня это предприятие, под влиянием внешних факторов и несоблюдением обязательств со стороны государства, на грани банкротства.

Нынешнее бездействие власти демонстрирует скорее потребительское, а не партнерское отношение государства к бизнесу.

В таких условиях ждать прихода в отрасль серьезных инвесторов бесполезно. Легче отвлечься от проблемы и искать новые объекты для гордости. Но автопром – это индикатор состояния дел не только в промышленности, а в экономике в целом. Поэтому вряд профессиональные PR-щики от власти найдут равноценную замену для новой гордости.

Поддержал своего коллегу и руководитель Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. Отсутствие доступных кредитных ресурсов для бизнеса, слабая позиция Украины в условиях ЗСТ с ЕС и произвол в вопросе ввоза автомобилей на еврономерах не улучшает инвестиционную привлекательность нашей страны, дополнил описание состояния дел господин Назаренко.

Ситуация крайне тяжелая, но не тупиковая, Украина все еще имеет потенциал для восстановления. Этот тезис стал главным месседжем пресс-конференции. Конечно, никто не рассчитывает на мощный внутренний спрос, он оценивается в 100 тыс. новых легковых авто на этот год и медленный рост в будущем. Но интегрирование отечественных производителей в глобальные поставки лидеров мирового автопрома – вполне реальная перспектива. Воплощение этого сценария в жизнь зависит от способности создать в короткий срок благоприятную инвест. среду и эффективную промышленную политику государства, а прямо говоря, от способности украинской власти создавать конкурентные преимущества для индустриальных инвесторов, стабильные и понятные правила игры на национальном рынке.

История показывает, ничего нет невозможного, нужно только доверительное и плодотворное партнерство государства и бизнеса, как тогда, в конце 90-х, когда мы первыми на постсоветском пространстве запустили проект производства автомобилей с иностранным партнером.