Инициировано проведение Закарпатского экономического эксперимента
На Закарпатье 21 января состоялся первый в области Форум инициатив под названием «Закарпатский экономический эксперимент», который собрал руководителей около 60 крупнейших предприятий Закарпатья.
Место для проведения Форума выбрали индустриальное: территорию завода «Еврокар». Такого рода собрание здесь впервые и имеет целью подчеркнуть символичность события: каждый завод может работать еще лучше, если власть услышит бизнес.
«Система координат в Украине не дает возможности создать экономическое чудо в одном отдельно взятом регионе. Но у нас есть стратегия, которая может изменить ситуацию – осуществить Закарпатский экономический эксперимент, использовав свой собственный лидерский опыт 2001-2004 годов», – заявил глава Объединения организации работодателей «Закарпатье» Владимир Панов. По словам Владимира Панова, именно в тот период Закарпатье занимало первое место в динамическом рейтинге инвестиционной активности, 4-е по количеству привлечения прямых иностранных инвестиций на душу населения и 2-е по общим объемам привлечения иностранных инвестиций. На предприятиях СЭЗ Закарпатья и ТПР было создано 19 тыс. рабочих мест, работало 40% от всего количества занятых в промышленности Закарпатья. Внешнеторговый оборот области в 2004 году составлял 1,26 млрд. долл. Создание инвестиционно привлекательной среды привлекло внимание почти двух десятков всемирно известных фирм. Но государство изменило правила игры, из-за чего было потеряно 240 предварительных договоренностей с мощными производителями с иностранным капиталом, 1,2 млрд. долл. задекларированных намерений инвестирования и 6 тыс. рабочих мест. Закарпатье нуждается в новой экономической модели. Для этого нужно два фактора: политическая воля и новое законодательное поле.
Владимир Панов подчеркнул необходимость восстановить и адаптировать к новому законодательству законы о СЭЗ «Закарпатье», специальном режиме инвестиционной деятельности и об индустриальных парках.
Преимущества СЭЗ или свободных таможенных зон подчеркнул Игорь Царенко, генеральный директор ЗАО «Еврокар» и Анатолий Микула, генеральный директор ООО «Джейбил Серкит Юкрейн Лимитед». По мнению И.Царенко, именно автопром может быть тем локомотивом, который вытянет Закарпатье и экономику Украины на новый качественный уровень.
Также на Форуме акцентировали важность кластерного подхода для экономики Закарпатья. По словам Сюзанны Сани, заместителя генерального директора ООО «СТС», для того, чтобы попасть в международное разделение труда и стать частью мирового экономического пространства, кластерное развитие экономики – это единственный путь.
Петр Реминец, председатель Правления ПАО «Мукачевский завод «Точприбор», рассказал об актуальности специального режима инвестиционной деятельности и возможности работать в Закарпатье с известными транснациональными компаниями.
Федор Харута, сопредседатель Ассоциации европейского союза транспортников Украины, основатель «Закарпатинтерпорт» заметил: если правильно выстроить транспортно-логистический кластер в области, то можно создать 40 тыс. дополнительных рабочих мест.
Крупнейший инвестор Закарпатья Олег Боярин, председатель наблюдательного совета ЗАО «Еврокар», остается конструктивным и оптимистичным и убеждает влиятельных финансистов, экономистов, инвесторов, которых приглашает в Закарпатье, что лучшего места для создания экономического чуда чем Закарпатская область в Европе нет.
Подводя итоги мероприятия, Геннадий Москаль, председатель Закарпатской ОГА, который поддержал инициативу проведения в Закарпатье экономического эксперимента, отметил, что на это есть политическая воля и поддержка инициативы бизнеса. Региональная власть готова строить принципиально новую модель экономики региона и будет добиваться от Кабинета Министров Украины и Верховной Рады экономического эксперимента для Закарпатья.
Участники Форума подготовили обращение к Президенту Украины выступить с законодательной инициативой «Закарпатский экономический эксперимент».
По материалам Федерации работодателей автомобильной отрасли Украины