Automotive Breakfast – новая платформа для диалога

В Киеве прошел первый Automotive Breakfast, организованный Немецко-Украинской промышленно-торговой палатой совместно с ассоциацией «Укравтопром».

Мероприятие собрало руководителей предприятий автомобильной промышленности Украины, производителей и поставщиков комплектующих из Германии, представителей Министерства экономического развития и торговли Украины, инвесторов и представителей группы Стратегических советников по поддержке реформ в Украине.

Как отметил президент Немецко-Украинской промышленно-торговой палаты г-н Лир, несмотря на гетерогенность украинской автомобильной отрасли, с одной стороны представленной местными брендами, а с другой – международными производителями комплектующих, работающих в режиме переработки давальческого сырья, бизнес структуры предприятий одинаковые и проблемы также одинаковые.

А главными проблемами, по мнению участников встречи, являются: отсутствие системной государственной промышленной политики, не конкурентоспособный инвестиционный климат, растущий голод на технические кадры, дорогие финансовые ресурсы и не стимулирующая промышленное развитие налоговая система.

«В Украине нет и не было никогда системной промышленной политики. Каждая смена власти несет за собой изменения в правовое поле, регулирующее как производственную, так и инвестиционную деятельность. В результате, инвестор не может без больших рисков планировать свою деятельность даже на краткосрочную перспективу», отметил в ходе дискуссии г-н Васадзе, почетный президент корпорации «УкрАВТО».

Заместитель министра экономического развития Украины Максим Нефедов предложил, в условиях тяжелой экономической ситуации, совместно искать новые методы и возможности стимулирования перспективных проектов. При этом г-н Нефедов акцентировал внимание присутствующих, что не верит в возможность появления в ближайшее время в Украине дешевых денег для промышленного развития. Что касается будущего автомобильной отрасли страны, по мнению замминистра решение нужно искать с помощью создания кластерной инициативы.

Возможность развития такой стратегии, на примере Берлин-Бранденбургского автомобильного кластера, привел председатель правления Немецко-Украинской промышленно-торговой палаты Александер Маркус. В свое время в состав этого кластера вошли, помимо компаний по производству автотранспорта и комплектующих изделий, также сервисные центры, исследовательские институты, венчурные компании. Отметил г-н Маркус, что без стартовой помощи государства этот проект не смог бы состояться. Треть финансирования этой кластерной инициативы осуществлялось за счет фондов ЕС, 1/3 – финансировалась местной властью и лишь треть финансовой нагрузки нес непосредственно бизнес.

Представители немецких компаний подтвердили эффективность кластерной инициативы на примере историй своих предприятий и предложили воспользоваться этим опытом, организовав подобный проект на западной Украине, где сконцентрировалось большое количество заводов по выпуску электропроводки для автомобилей.

Не секрет, что дешёвые трудовые ресурсы являются главным конкурентным преимуществом Украины для развития производств с большой долей мануального труда. Но обратной стороной низкой заработной платы в стране является трудовая миграция за границу. В результате, уже сегодня и отечественные предприятия, и иностранные компании, развивающие свои промплощадки в Украине, испытывают дефицит инженерно-технических кадров.

По словам президента ассоциации «Укравтопром» Михаила Резника, голод на производственный персонал в стране будет только увеличиваться. И такая ситуация связана не только с трудовой эмиграцией, но и с проблемой подготовки кадров. Выходом из этой ситуации в «Укравтопроме» видят в расширении практики дуального образования и стимулировании развития производств с высокой добавленной стоимостью, где снижается роль дешевого труда.

В оказании всесторонней поддержки реформирования образования с проекцией на потребности автомобильного бизнеса заверили участников встречи представители Стратегической группы советников по поддержке реформ в Украине.

Сопредседатель стратегической группы советников Иван Миклош обратил внимание присутствующих представителей власти, что при разработке реформ, в частности в сфере улучшения инвестклимата, необходимо учитывать интересы не только внешних инвесторов, но и внутренних, только такая политика способна привести к синергии модернизации экономики государства.

Не обошли своим вниманием участники встречи и мейнстрим мирового автопрома – электромобили. Создание комфортных условий для развития новых технологий может позволить Украине поймать инвестиционную волну, созданную растущей популярностью во всем мире электромобилей. «У нас есть шанс воспользоваться этим трендом, и в случае успеха он может стать для Украины и технологическим, и экономическим лифтом», сказал г-н Резник, напомнив, что страна располагает крупнейшими в Европе залежами лития. «Имея сырье, географическую близость к крупнейшему на континенте рынку (ЕС) и зону свободной торговли с ним мы имеем хорошие стартовые условия для создания партнерства с европейским автопромом по производству электромобилей», отметил президент «Укравтопрома».

Подводя итоги встречи, участники Automotive Breakfast инициировали создание рабочей группы для формирования программного документа, способствующего улучшению инвестиционной среды и практической реализации кластерной инициативы в Украине.

Ассоциация автомобильных производителей Украины «Укравтопром» благодарит Немецко-Украинскую промышленно-торговую палату за совместную роботу в успешной организации первого в Украине Automotive Breakfast и надеется, что такая платформа имеет большой потенциал для повышения уровня диалога и сотрудничества между автопромами двух стран.